Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №88 1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №88 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативноправовыми актами: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Конвенцией о правах ребенка ООН; - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); - Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №88; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573) - Санитарными правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021, регистрационный № 62296), действующие до 1 марта 2027 года. 1.2. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов освоения образовательных программ направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №88 2. Цели и задачи педагогической диагностики 2.1. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации образовательной программы проводится оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится с целью получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им образовательной программы. 2.2. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: - планируемые результаты освоения образовательной программы заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства; - целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся; Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. 2.3. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. 3 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №88 3. Периодичность проведения педагогической диагностики Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. 4. Методы и формы проведения педагогической диагностики 4.1. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. 4.2. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. 4.3. Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии. 4 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №88 4.4.Результаты наблюдения фиксируются в диагностических картах. Педагог может составить её самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Фиксацию показателей развития целесообразно проводить в конце учебного года (май). Выражаются показатели развития детей в опосредованной форме: -не сформирован; -находится в стадии формирования; -сформирован. 5. Контроль 5.1. Контроль проведения педагогической диагностики осуществляется заведующим, заместителем заведующего по ВМР посредством следующих форм: - Проведение текущего контроля; - Организацию тематического контроля; - Проверка документации; - Посещение СОД, режимных моментов и других видов деятельности; 6. Отчетность 6.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МДОУ №88 сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами заместителю заведующего по ВМР, который осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики, делает вывод, определяет рекомендации по педагогическому проектированию и зачитывает на итоговом педагогическом совете образовательного учреждения. 7. Документация 7.1. Материалы оценки индивидуального развития детей в соответствии ФГОС ДО (Диагностические карты), пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста – хранятся у педагогов. Обновляются по мере необходимости. 7.2. Сводные результаты педагогических наблюдений за индивидуальным развитием детей оформляются заместителем заведующего по ВМР и хранятся в методическом кабинете. 5